ПГ-ОТСТОЙ > Уcтуу-Хурээ

ОТ ЖИВОЙ МУЗЫКИ К ЖИВОЙ ВЕРЕ

Идея проведения Республиканского фестиваля "Ycтуу-Хурээ " - от живой музыки к живой вере - родилась в 1998 г. Что же такое Ycтуу-Хурээ?
Это Верхне-Чаданский монастырь. Главный храм был возведен в 1905-1907 гг. Единственный храм в Туве, построенный не из лиственницы, как все храмы, а по тибетскому проекту со строгим соблюдением всех канонов буддийской архитектуры. Состав раствора, из которого были вылиты стены, уникален: речной песок, рубленый багульник, глина и яйца страуса. Даже по сегодняшним меркам это было грандиозное строительство. Речной песок возили из долины реки "Хондергей" 9 арбанов (арбан - десятка представителей одной семьи или рода). Багульник из верховьев реки "Алдыы Ишкин", что в устье "Хемчика" - 6 арбанов. Глину из долины реки "Чадаан" - 3-4 арбана. А яйца экзотического страуса из пустыни Гоби - 15 арбанов. Главным архитектором был Кундан-Эринбоочи (перерожденец) из Тибета, а оформлением занимались мастера буддийской росписи из Китая. На тяжелых строительных работах, в частности на размешивании раствора, работала вся знать огромного Даа. Есть разные версии причин жесткого отбора строителей Yстуу-Хурээ. Например, такая: личное участие в строительстве святынь очищает от негативной кармы и служит накоплению положительной. По другой версии Верховный правитель Даа кожууна Хайдып Угер-Даа считал справедливым привлечение именно знати и чиновников.
Ycтуу-Хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве, самым большим и значимым культовым сооружением Тувы.
По данным Госархива, в 1929 году в Ycтуу-Хурээ работало 470 лам, не считая рядовых монахов. По словам очевидца, в ежегодной церемонии принятия монашеского обета количество хуураков достигало 600. Получается, что не менее полутора тысяч человек жило, постигало и служило Учению Будды в этом огромном, даже по нынешним временам и меркам, комплексе, состоящем из главного храма, шести дацанов, а также 60 юрт, которые вели все хозяйство Ycтуу-Хурээ.
По праздничным дням окрестности Ортаа-Алаак наполнялись божественными звуками оркестра "Бурээ-Бушкуур". Музыка из глубины веков, в которой мощь и величие Гималаев, смирение и мудрость Тибета, и просветленность Будды...

О чем пела та музыка?
О существах шести миров Колеса сансары?
Об Учителях, достигших просветления?
О далеких чистых землях? О Шамбале?
О чем плакала та музыка?

Она плакала, предвидя разрушение храмов, пепелища от костров из священных книг и кровь учителей? Отговаривала, заклинала наших отцов и дедов, призывая их к добру, свету, учению, мудрости и любви? Что созерцали боги и духи, вызванные той музыкой?
Созерцали, предвидя возрождение буддизма, даже после такого глумления и забвения?

ДА!... И еще раз... ДА!!!

Все существа Нирваны и Сансары были свидетелями варварского разрушения ХРАМА и остальных 27 храмов по всей Туве. Они присутствовали и видели все - допросы энкаведэшников, пытки, истязания в изощренно-азиатском варианте "тос-эрээ" (девять степеней пыток) и физическое уничтожение представителей духовенства, начиная от самых рядовых монахов до состава первого правительства Тувинской Народной Республики, в подавляющем большинстве своем состоявшего из лам. Среди них были геше (по современным понятиям доктора) философии, санскрита, астрологии, медицины и т.д.
Достигшие больших, неведомых для мирского понимания, высот в познании мироздания, они сумели создать независимый от Монголии и Китая ДАА (а впоследствии Танну-Тува), исключительно искусством дипломатии, не проливая крови своего народа. Для западных политиков и, в особенности, их молодых и активных последователей-тувинцев, наспех закончивших партийные учебные заведения, они оказались слишком неподатливыми и мудрыми, чем подписали себе окончательный приговор - физическое уничтожение...

Исходя из Учения Будды, нынешнее поколение ответит за деяния прошлого поколения по Закону общественной Кармы. И мы пожинаем последствия тех времен.
Все взаимосвязано в этом мире и все зависит от нас самих - так учит Будда Наше будущее счастье зависит от дел и мыслей добрых сегодняшних, как и наши будущие страдания зависят от дел и мыслей неправедных нынешних. Читая редкие документы архивов, поражаешься смелости, решительности и мудрости Хайдып Угер-Даа - верховного правителя независимого Даа, основателя Верхне-Чаданского монастыря, Лопсан-Чимит - создателя тувинской национальной письменности, Буян-Бадыргы - основателя независимой Тувы, Лопсан-Чамзы - Камбы-Лама Верхне-Чаданского монастыря.

На пороге ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

С 29 августа по 2 сентября 2000 года состоится II Республиканский фестиваль живой музыки от фольклора до авангарда.
В этот момент все равны перед кармой. Каждый, кто принимает хоть малейшее участие в фестивале "Ycтyy-Хурээ" - будь то рядовой музыкант, зритель, люди из оргкомитета, помогающий пожертвованиями спонсор, охраняющий правопорядок милиционер, выполняющий свою работу чиновник, люди из депутатского корпуса и правительства, богатые, бедные, молодые, старые, гости и хозяева этой земли, все мы в равной степени ответственны.
Да будут все живые существа свидетелями божественной нашей музыки!

Музыканты! Да будут смиренны и покорны существа шести миров. Колесо Сансары перед игрой ваших чутких пальцев, перед вашим дыханием и мыслью!

Да прольется живая музыка в души людей, воскрешая живую веру!!!

Игорь Дулуш