Ди-джей Юрий MONO: "Чудовищное количество народа во
всех странах мира пляшет под даб".
ПГ. Юра, дорогой, ты едва ли не единственный в Москве ди-джей,
который упорно и настойчиво играет даб. На протяжении долгого уже времени.
Почему?
MONO. В детстве еще я переписывал на катушечном магнитофоне
Боба Марли, и там иногда попадались такие странные песни без вокала, какие-то
медленные, задумчивые. Я не понимал, что это - даб. Но потом, покупая пластинки,
уже был готов к тому, что с одной стороны песни с вокалом, а с другой -
без. И написано - даб-версия. Это, наверное, восьмидесятые годы. С тех
пор это пошло у нас. Но и сейчас, я считаю, актуально играть такую музыку.
Она приносит радость и любовь. Это раскачивает в людях добро, а зла и так
хватает. Музыка должна быть доброй, должна приносить счастье. И там есть
о чем задуматься, в этой музыке. И музыкантам, и слушателям.
ПГ. Откуда ты берешь материал? Ведь в России правильный реггей
и даб найти трудненько не то что в магазинах, но даже у искушенных коллекционеров.
MONO. Конечно, с информацией здесь сложно. Приходится обходиться
какими-то особыми методами. Иметь хороших друзей, которые коллекционируют
издавна эту музыку. Это взрослые люди, у них древние, могучие коллекции.
Есть музыканты, которые работают в этом ключе, они тоже собирают. Ну и
конечно, заказ, когда тебе специально что-то привозят. Один знакомый привозит
такую музыку из Канады, говорит, она там дешевле.
ПГ. В основном ты используешь CD?
MONO. Ну, не только. И винил, хотя с винилом сложно, ведь эта
музыка не дешевеет никогда. Другое что-нибудь отошло от моды, бац - и подешевело,
а реггей-даб-пластинка как стоила десять лет назад много долларов, так
и сейчас стоит. Я выхожу из положения, использую мини-диски. Я не такой
уж заядлый коллекционер современной музыки, предпочитаю корни даба: Lee
Perry, King Tubby, Mad Professor, Augusto Pablo, Prince Far I. Старая тусовка,
которая меня вставляет всю жизнь.
ПГ. Ты говоришь: старая. А ведь есть мнение, что именно потому
даб и не интересен, это, мол, играли древние дедушки сорок лет назад. Действительно,
история даба насчитывает несколько десятилетий, и то, что делал Lee "Scratch"
Perry, используя записи живых музыкантов, отличается от того, что делают
нынешние даб-электронщики. Те же Dub Syndicate, например, или Alpha &
Omega. Как соотносится долгая история этой музыки и современность?
MONO. Для своего времени, между прочим, Lee Perry использовал
самую новейшую технику. Как это сегодня делают Alpha & Omega. И в этом
смысле все традиционно, все как раньше происходит. Были аналоговые синтезаторы,
сейчас появились новые примочки. Были более живые ударные, но все равно
они проходили через всякие дилэи. Я считаю, что сейчас та же самая школа
идет, только новые инструменты используют. Кому что больше нравится. Просто
мне по душе старое звучание, аналоговое, когда каждая частица твоей кожи
вибрирует.
ПГ. Ты выступаешь и как музыкант?
MONO. Ну да, были какие-то проекты. Есть возможности, есть настроение,
есть все для этого. Я считаю, в скором будущем все ди-джеи начнут играть
новую живую музыку.
ПГ. С кем из музыкантов ты контактируешь?
MONO. В нашем проекте два человека - я и молодой, очень талантливый
парень Исай. Хороший парнишка, и работает творчески. Были недавно у нас
поездки в Самару, повеселилилсь там очень хорошо мы с ним, мне понравилось.
Правда, публика по-разному реагирует на живые выступления. Некоторым интересно,
потому что они никогда не слышали такой игры, привыкли к обычным пластинкам,
а другим скучно.
ПГ. А часто ты сталкиваешься с враждебной публикой?
MONO. В общем-то да. Эту музыку воспринимают не так, как хотелось
бы. Все же она революционна, и кому-то, видно, приходится не по душе то
настроение, которое она несет.
ПГ. Ты участвовал в постатомных посиделках на Казантипе. Расскажи.
MONO. Ну да. В атомном реакторе я, конечно, не играл - с моей-то
программой там не реально играть, кругом железо и бетон, все это приводит
в страх и ужас. Зато я играл на пляже. Это гораздо приятней. Когда ты провожаешь
солнце или, наоборот, во время жары, когда всем хочется полежать и подумать.
Море, солнце, любовь. Чудовищное количество народа во всех странах мира
пляшет под даб.
ПГ. С одной стороны, даб - супертанцевальная музыка, с другой,
даб-поэзия может быть жестко-политической, социальной. Парадокс! Слушай,
ну а есть еще ди-джеи, музыканты, которые играют даб, есть места, где постоянно
звучит эта музыка?
MONO. Я слышал, что сейчас проходят какие-то клубные вечеринки.
В новом интернет-кафе "База 14" каждую среду играет реггей, даб. Это очень
хорошо, что они продвигают это. Такое место, где звучит даб, там энергетики
свободы - валом, и только черпай ее оттуда. Есть там хороший ди-джей Ваня
Поляков, он интересуется такой музыкой, и есть у него прекрасные сеты.
Есть ди-джей Би-Войс, тоже стал в последнее время собирать. Ди-джей Андрей
Чагин тоже участвовал в даб-проектах. Потом есть группа, которая мне очень
нравится - "Карибасы" из Санкт-Петербурга. Дим Димыч там работает как мотор,
как мозг всего этого. Они умеют как-то раствориться в зале, они реально
играют электронный даб с вокалом, у них хороший вокалист Филя.
ПГ. Стали появляться люди, исполняющие даб-поэзию, читающие
раггамуфин, как, например, вот этот Звонкий, которого я не знаю, но слышал.
Такое направление перспективно?
MONO. Я сам участвовал в таком проекте, мне понравилось, эффект
очень хороший. На Ямайке издавна было: с утра просыпаются парни, выходят
и давай играть, а кто-то обязательно берет микрофон. У них там во дворе
своя саунд-система, мимо идут люди, может, кто-то зайдет и послушает, кто-то
потанцует, чаю там попьет. Все должны оттянуться. Я считаю, будет развитие
в нашей стране. Я общаюсь со многими музыкантами, например, с группой "Консерватор",
это ди-джей Фиш, ди-джей Спайдер, они работают немножко в другом ключе,
но делают и дабы, Фиш даже написал реггей-песенку, и я думаю, он скоро
запоет. Это большой эксперимент для техно-музыканта. Есть еще Dub experience,
они выступают очень часто. Вот недавно общался с Компасом Врубелем, хотели
с ним написать даб с такой брейк-битовой основой, немножечко похожей на
ска. Даб - это всегда эксперимент. Со звуком, с сознанием.
ПГ. А у тебя ведь была идея передвижной саунд-системы на автобусе?
MONO. Да, у меня и сейчас есть эта идея, и я хочу ее осуществить.
Собрать музыкантов, поэтов, художников, всех, кто интересуется этим движением,
и поехать по ближайшему даже Подмосковью. Давать на открытом воздухе прекрасные
концерты, где каждый сможет показать все, что умеет. Конечно, вход мы бы
делали всегда бесплатным. Это же для людей, сам понимаешь. Я думаю, раскачать
наших людей надо. Пусть проснутся, улыбнутся, будет опять любовь, и никакой
войны.
P.S. Даб,
конечно, возник после реггей. Реггей - это национальная песня людей с Ямайки,
которые всегда были порабощены и мечтали о свободе и хотели бороться за
свободу, что делают и сейчас. Вначале там были бутылки вместо хэта да скрип
двери вместо гитары, потом пришли инструменты получше. Даб, я думаю, пошел
от того момента, когда они садились и друг под друга подстраивались. Они
заметили, что эта подстройка начинает раскачивать людей, и после этой подстроечки
они уже давали реггей-концерт полностью. Потом уже звукооператоры стали
это использовать, вертеть ручки. Даб - это подстройка для всего. Чтобы
ты мог восстановить свои силы, разум, талант - все, что хочешь. Я считаю
так. |